Суперлинкор Кригсмарине Н-41. Проекты линкоров типа Н. Нереализованные проекты немецких судостроителей.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Проект "H-41"

Анализ повреждений, полученных линкором Шарнхорст в июле 1941 года от бомбовых попаданий, показал, что горизонтальную защиту следует значительно усилить. Но увеличение веса брони сделало невозможным сохранение полной осадки в 11,5 метров, необходимой для мелководных районов Северного моря, без уменьшения запасов топлива. А это означало уменьшение дальности плавания на 19 узлах с 20.250 до 15.250 миль. Военно-морское командование решительно возражало против такой альтернативы и разрешило увеличить осадку, надеясь, что в недалеком будущем в его распоряжении будут глубоководные якорные стоянки в Атлантике. Предложения по усилению бронирования выглядели так:

  • 50-60 мм. по всей площади верхней палубы;
  • 120 мм. по нижней палубе и 130 мм. на ее скосах;
  • 150 мм. для верхнего пояса цитадели, который так же следовало удлинить;
  • высоту надводного борта увеличить на 0,5 м, ширину – на 0,7 м, увеличить высоту барбетов.

Поскольку кили линкоров «Н» и «J» уже стояли на стапелях, возникали идеи как-то продолжить постройку. Специальная группа по новому строительству совместно со специалистами верфи «Blohm und Voss» провела исследование по переделке проекта «Н-39». Основной интерес представляли броня, вооружение и подводная защита. Водоизмещение пришлось увеличить на 5.000 тонн (2.000 тонн на дополнительное палубное бронирование, остальные – на увеличение калибра крупных орудий), что снижало скорость до все еще приемлемых 29 узлов. Улучшенный проект получил на верфи «Blohm und Voss» обозначение «S.525», которое затем сменили на «Н-41».

Линкоры типа Н

Полное перепроектирование проекта «Н-39» в проект «Н-41» прошло без задержки и было выполнено вполне качественно. Сделали также необходимые расчеты продольной прочности заложенных корпусов и спусковых устройств. Характеристики проекта «Н-41» представлены ниже.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

РАЗМЕРНОСТЬ

  • Водоизещение стандартное - 62.989 тонн
  • Водоизещение проектное - 67.712 тонн тонн
  • Водоизмещение с 75 % нагрузки - 71.846 тонн
  • Водоизещение полное - 74.799 тонн тонн
  • Длина по ватерлинии при npоектной нагрузке - 275,00 м.
  • Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке - 39,00 м.
  • Осадка при проектной нагрузка - 11,10 м.
  • Осадка при полной нагрузке - 12,15 м.

ВООРУЖЕНИЕ

  • 8 орудий 420 мм. /50-кал. (4 x 2-орудийных башни)
  • 12 орудий 150 мм. /55-кал. (6 x 2-орудийных башен)
  • 16 орудий 105 мм. /65-кал. (8 спаренных - спец. «зенитные» полностью закрытые установки)
  • 16 орудий 37-мм. /83-кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами)
  • 32 зенитных 20-мм. автомата
  • 6 533-мм. подводных торпедных аппарата
  • 4 гидросамолета «Arado-196»

БРОНИРОВАНИЕ

  • 200 мм. – верхний пояс
  • 300 мм. – главный (нижний) пояс
  • 120 мм. – нижняя броневая палуба
  • 80 мм. – верхняя палуба

МЕХАНИЗМЫ

  • Скорость - 28,8 узла
  • Мощность на валах в нормальном режиме - 147.950 влс (150.000 метр.лс)
  • Мощность на валах при форсировании - 162.750 влс (165.000 метр.лс)
  • Запас топлива - 11.810 тонн
  • Дальность плавания - 20.000 миль на 19 узлах

Калибр главных орудий решили увеличить до 420 мм. При обсуждении этого вопроса с концерном Крупна Отдел военно-морских вооружений решил оставить конструкцию тела орудий и башен такую же, какая была принята для орудий калибра 406 мм. Размеры стволов 406-мм. орудий проектировались с запасом, так что оказалось возможным рассверлить их до диаметра 420 мм. без дополнительных переделок. Исследование вопросов подъемников боезапаса и оборудования заряжания показали, что и здесь можно обойтись минимальными переделками. 420-мм. орудие на основе 406-мм. так и не сделали, но испытания боезапаса со специальным снарядом провели. Ожидалось, что большей дальности стрельбы можно достичь с помощью специального пороха и подкалиберного снаряда. Переход к большему калибру соответствовал директиве Гитлера от 1939 года о том, что каждый германский корабль должен быть сильнее любого зарубежного противника. Калибр 420 мм. в германском флоте рассматривался и раньше – для кораблей проекта 1917 года. Ожидалось, что 420-мм.снаряды смогут нанести тяжелые повреждения любому противнику, так как большинство современных линкоров несли «всего» 380- и 406-мм. орудия. Поскольку в первую мировую войну германские морские орудия превосходили английские равного калибра, немецкие конструкторы считали, что, создавая столь мощное орудие, они на правильном пути. На какое-то время оно было бы самым мощным в мире. Немцы знали, что в 1938 году англичане приступили к работам над 406-мм. орудием для предполагаемых к постройке линкоров типа «Lion». Даже если им и удалось бы что-либо узнать о новом германском орудии, им пришлось бы потратить много времени, чтобы догнать ушедших вперед немцев.

Увеличенные размеры проекта «Н-41» позволили применить мощную горизонтальную защиту – 120-мм. нижняя бронепалуба на всей длине цитадели и 80-мм. верхняя палуба на той же площади. Для лучшей защиты бортовых топливных цистерн и подкрепления главного пояса скосы бронепалубы утолщались до 130 мм.

Конструктивная подводная защита усиливалась за счет увеличения расстояния от противоторпедной переборки до обшивки в кормовой части корпуса, так как торпедные повреждения кормовых частей «Scharnhorst» и «Gneisenau» показали, что это место в защите германских кораблей было слабым. Этого достигли увеличением ширины корпуса, особенно у концов цитадели, где эффективность подводной защиты уменьшалась из-за острых обводов. Германские конструкторы получили в свое распоряжение данные и чертежи по французским линкорам типа «Richelieu», что дало им возможность проанализировать их защиту. Пересмотр системы ПТЗ, вызванный повреждениями «Scharnhorst» и «Gneisenau», показал также, что следует изменить и саму ее конструкцию в кормовой части, чтобы адекватно выдерживать попадания торпед. В средней части подводная защита достигала максимальной ширины 5,5 метров – как это было и в проекте «Н-39».

Так как проект «Н-41» получился длиннее, для увеличения жесткости корпуса следовало сделать все продольные переборки корпуса несущими. Из-за ограничений по осадке и размерам стапелей на верфях соотношение между длиной и глубиной (высотой) корпуса было плохим, а напряжения корпуса излишне высокими при плавании на волнении и постановке в док. Поэтому такое решение, позволявшее снизить напряжения корпуса, было необходимо. В германском флоте не практиковалось сосредотачивать все механизмы каждого гребного вала в одном большом отсеке по диаметрали, как это делали французы в проектах своих линкоров, поскольку такое решение не позволяло применять необходимые для прочности корпуса продольные переборки. Большие отсеки были неудобны и при затоплениях, как с точки зрения потери плавучести, так и из-за значительного эффекта «свободной поверхности» воды при неполном затоплении, снижавшего остаточную метацентрическую высоту. Поэтому проект «Н-41» предусматривал разделение корпуса на 22 водонепроницаемых отсека, на один больше, чем в «Н-39». При сохранении той же трехзальной энергетической установки имелась идеальная возможность разделить пространство внутри броневой цитадели и продольными и поперечными переборками. Разделение на отсеки считалось одним из важнейших факторов защиты всех германских кораблей. Защита днища (внутреннее дно) осталась от проекта «Н-39».

Так как водоизмещение «Н-41» намного возросло, по сравнению с «Н-39», при сохранении прежней мощности и запаса топлива скорость и дальность сильно уменьшались. Военно-морское командование больше не считал 30-узловую скорость столь же важным элементом, как защита и дальность плавания. Поэтому запас топлива увеличили до 12.000 тонн, несмотря на снижение скорости и увеличение осадки.

ДАННЫЕ ПО СКОРОСТИ И ДАЛЬНОСТИ ПЛАВАНИЯ

Водоизмещение Запас топлива Макс. /продолж.скорость Дальность на 19 узлах
67.700 тонн 5.700 тонн 30,2 / 29,4 узл. 8.000 миль
72.000 тонн 9.000 тонн 29,8 / 29,0 узл. 15.000 миль
75.000 тонн 12.000 тонн 29,3 / 28,5 узл. 20.000 миль

Гибель Бисмарка в мае 1941 года оказала заметное влияние на проектирование гребных валов, рулей и рулевого привода. Три руля оставили, но в качестве дополнительной меры защиты валов и для поддержки кормы при постановках в сухой док применили двойные скеги (гребни). Немцы считали, что Бисмарк достиг бы Бреста, если бы его рули не заклинило авиаторпедой. Чтобы избежать рецидива, в проекте линкоров «Н» предусмотрели остроумное решение: в рудерпост закладывался заряд взрывчатки, который при необходимости должен был оторвать заклиненный руль без повреждения винтов.

Германские конструкторы все равно не были полностью удовлетворены системой подводной и броневой защиты, и 15 ноября 1941 года адмирал Редер одобрил новое изменение основных характеристик.

МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВНОГО ПРОЕКТА "Н-41"

  • Полное водоизмещение увеличено до 77.752 тонн (79.000 ts);
  • Размеры по ВЛ увеличились до 282 метров длины и 40,5 метров ширины;
  • Осадка при полном водоизмещении увеличилась до 12 метров;
  • Толщина нижней бронепалубы увеличена со 120 до 150 мм.;
  • Толщина верхней бронепалубы увеличена с 50 до 80 мм.;
  • Глубина двойного дна увеличена с 2 до 3 метров;
  • Высота надводного борта при полной нагрузке увеличена до 6 метров;
  • Положение нижней бронепалубы при полной нагрузке поднято с 0,25 метра под ватерлинией до 0,5 метра над ватерлинией;
  • Противоторпедная переборка отодвинута от обшивки на 6,65 метра вместо 5,5 метра и добавлена еще одна продольная бортовая переборка;
  • Высота между средней и батарейной палубами и между батарейной и верхней палубами увеличена на 26 мм.

В систему подводной защиты внесли много изменений. К 10 сентября 1941 года фирма «Blohm und Voss» подготовила чертежи системы защиты, которая подразделялась на три зоны продольными переборками. Эта система базировалась на принципе, позаимствованном у проекта французского «Richelieu», но была модифицирована под германские требования. Тройное дно имело непрерывную структуру, простираясь через противоторпедную переборку до скоса бронепалубы. Две зоны системы подводной защиты, так называемые «рабочие» должны были оставаться пустыми, давая пространство для расширения газов при взрыве, а центральная зона должна была быть заполнена топливом и обеспечивать гидравлическое сопротивление, если газы прорывали внешнюю переборку топливного бункера. Пластические деформации двух внешних продольных переборок должны были поглощать большую часть энергии взрыва. Противоторпедная переборка выполнялась из 45-мм. нецементированной брони, а две внешних переборки из специальной стали имели суммарную толщину 30 мм. Объединение внутреннего дна с бортовой системой конструктивной подводной защиты было очень интересным решением, обеспечивающим дополнительную жесткость корпусу и защиту от подводных взрывов под днищем корабля. После одобрения изменений адмиралом Редером окончательные чертежи системы ПТЗ представили военно-морскому командованию в ноябре 1941 года. Эта система была похожа на системы ПТЗ типов «Scharnhorst» и Бисмарк , но с тремя зонами вне 45-мм. противоторпедной переборки, которая отстояла на 6,6 метра от внешней обшивки. По расчетам эта подводная защита выдерживала бы взрыв 500 кг. тринитротолуола (ТНТ) и давала хорошую защиту от мин. Внутреннее дно уже не было частью системы подводной защиты, но под ним находилась «рабочая» зона. Нижнее дно было очень прочным и состояло из двух слоев стали высокого напряжения общей толщиной 45 мм. Германские конструкторы были убеждены, что неконтактному подводному взрыву можно противопоставить увеличенную толщину обшивки и усиление структуры, а также отнесение противоторпедной переборки подальше от внешней обшивки.

После ноября 1941 года проектные работы продвигались медленно, почти все усилия прилагались к тому, чтобы наилучшим образом использовать оставшиеся 980 тонн запаса водоизмещения. 19 августа 1942 года адмирал Редер решил, что его надо использовать на усиление горизонтальной защиты: нижнюю бронепалубу утолщили до 175 мм., а палубу над рулевыми устройствами – до 135 мм. Об этих изменениях поставили в известность фирму «Blohm und Voss» и все модифицированные расчеты и чертежи были выполнены с наивозможной быстротой. Таким образом, спустя 6-7 месяцев после демобилизации верфи «Blohm und Voss» в Гамбурге и «Deutsche Werke» в Киле могли заложить кили линкоров «Н» по модифицированному проекту. Строительство третьего линкора можно было начать через 20 месяцев, когда на верфи «Biohm und Voss» будет готов новый сухой док. Недостаточная глубина акватории в Бремене не позволяла вести там строительство таких больших кораблей. Из-за увеличившихся размеров кораблей время их постройки уже оценивалось не в четыре года, а в пять лет.